... ЦСР «Росток»

Центр социальной реабилитации детей-инвалидов и инвалидов «Росток»

Центр социальной реабилитации детей-инвалидов и инвалидов «Росток» был создан приказом Комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома в 2015 году. Центр является структурным подразделением Психоневрологического дома-интерната для престарелых и инвалидов №1.

Реабилитационный центр предназначен для социальной реабилитации детей-инвалидов от 6 до 18 лет в летний период и взрослых инвалидов от 18 до 45 лет в осенний период. Рассчитан на 120 человек в заезд, количество сотрудников – 107 человек.

Цель Центра: повышение качества жизни детей-инвалидов и взрослых инвалидов посредством использования комплекса медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных на преодоление или компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в соответствии с их интересами и потенциальными возможностями.

Задачи Центра:

  • создание благоприятных условий для развития личностных качеств, способности к творчеству через удовлетворение потребностей в свободном выборе интересной для них деятельности;
  • формирование и расширение представления об окружающем мире посредством включения их в различные виды деятельности;
  • развитие организаторских навыков путем включения их в систему подготовки и самоуправления;
  • создание атмосферы безопасности для каждого, помощь в установлении контакта с социумом, а так же помочь почувствовать себя комфортно в новых условиях, оценить свою значимость для общества;
  • формирование умений устанавливать контакт с помощью вербальных и невербальных средств, способствовать развитию умения открыто выражать свои чувства, как положительные, так и отрицательные;
  • развитие двигательных умений и навыков посредством игровой, трудовой, спортивной, познавательной и художественной деятельности.

Размещение отдыхающих в Центре по 2-3 человека в комнатах блочного типа. В каждом блоке две комнаты, санузел с душевой. Имеется круглосуточное холодное и горячее водоснабжение. В прохладные летние дни и в период осени и зимы имеется отопление, осуществляемое собственной котельной Центра.

Для обеспечения без барьерной среды входная группа в корпус оборудована наружной лестницей и пандусом с поручнями. Слева от входной двери расположен подъёмник для кресла-коляски. На 1 этажекорпуса предусмотрена зона обслуживания инвалидов, которая доступна для всех категорий. Стойка регистратуры двухуровневая есть возможность подъехать на кресле-коляске. Для передвижения на кресле-коляске на первом этаже есть лифт-подъёмник, кнопка вызова находиться доступно для колясочника, подъемник рассчитан на кресло-коляску и сопровождающего. Так же возможно выехать из жилого корпуса сразу на улицу через запасную дверь на этаже.

 

Для проведения мероприятий по реабилитации в центре оборудованы:

  • Кабинет бытовой адаптации
  • Кабинет арт-терапии
  • Трудовые мастерские
  • Комната сенсорной терапии;
  • Зал ЛФК с тренажерами;
  • Зал танцетерапии;
  • Музыкальная гостиная;
  • Кабинет сказкатерапии и библиотерапии;
  • Кабинет пескографии
  • Мини пекарня
  • Водолечебница
  • Кинозал
  • Медицинский блок: кабинет врача, кабинет медсестер, два изолятора, массажный кабинет, процедурный кабинет, физиокабинет, кабинет психолога.

На территории имеется столовая на 150 посадочных мест, также оборудована мини пекарня для проведения обучающих и практических занятий по работе с тестом,летняя эстрада для проведения культурно массовых мероприятий, есть футбольное, волейбольное поле, стойки для баскетбола, теннисные столы, уличные тренажёры, качели.

Реабилитационные мероприятия в Центре социальной реабилитации «Росток» проводятся на основании Комплексной программы социальной реабилитации детей-инвалидов и молодых инвалидов разработанной специалистами Центра по направлениям:

  • Работа в пекарне, где ребята получают навыки работы с тестом, лепят булочки, пирожки и пироги, делают пиццу. Так же занимаются с соленым тестом, лепят и раскрашивают поделки, составляют коллективные панно;
  • Занятия арт-терапиейс использованием рисования разными способами (кистью, трафаретами, пальцами, различными предметами и т.д.) с использование разных материалов (краски, мелки, свечи и др.). Работа проводится как индивидуально,так и коллективно;
  • В творческих мастерских изготавливаются поделки с использование различных техник (оригами, квиллинг, декупаж, макраме,и т.д), с использованием разных материалов (бумага, картон, ткань, природный и бросовый материал и др.)
  • Танцевальная терапия позволяет развивать двигательные навыки под музыку, составлять из определенных движений танцевальные композиции индивидуальные и групповые.
  • На занятиях по музыкотерапия развивается умение слушать музыку, исполнять песни, воображать образы, рисовать свои чувства. Эта методика позволяет осуществлять коррекцию коммуникативной, эмоциональной и двигательной сфер с использованием движений, музыки, совместных действий партнеров. В процессе занятия используются упражнения для познания собственного тела, упражнения помогающие повысить уверенность в себе, испытать чувство безопасности в окружении, облегчающие установление контактов и совместной деятельности с партнером и группой. Благодаря данным занятиям активно обогащается сенсорная сфера, улучшается общее самочувствие, появляется потребность к самовыражению;
  • Занятия по сказкотерапии позволяет реконструировать психотравмирующую ситуацию и проиграть ее в образах, тем самым прожить ее в символической форме. Они дают возможность проиграть различные варианты решения проблемы и найти приемлемый для себя способ решения. Сказки позволяют формировать ценности и учить сопереживать, они вовлекают в совместную деятельность и учат общаться, и многому другому;
  • Игротерапия способствует установлению положительных отношений с детьми, корректированию межличностных отношений, эмоциональное состояние.
  • Сенсорная терапия с использованием зрительного и слухового, тактильного воздействия способствует снятию агрессии, раздражения и страхов ребят;

  • Адаптивная физическая культура и закаливание на свежем воздухе проводятся ежедневно;
  • Занятия по социально-бытовому ориентированию развивают разнообразные жизненно важные познавательные навыки; повышают самооценку детей с ограниченными возможностями, творческое самовыражение; формируют активную жизненную позиции;
  • Пескография или рисование песком усиливает желание ребенка познавать мир, ненавязчиво тренируют мелкую моторику руки, активизирует пространственное воображение и творческий потенциал, в то же время песок поглощает негативную психическую энергию и стабилизирует эмоциональное состояние;

  • Псочная терапия, помогает решать множество психологических проблем - избавление от страхов, неврозов, комплексов и т.д.;
  • Скандинавская ходьба на свежем воздухе;
  • Лечебная физкультура (ЛФК) - совокупность методов лечения, профилактики и медицинской реабилитации, основанных на использовании физических упражнений, специально подобранных и методически разработанных. Физические упражнения подбираются в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, степени общей физической работоспособности.
 
  • Дыхательная гимнастика;
  • Уличные спортивные тренажеры на различные группы мышц;
  • Дворовые игры с мячом,со словами, с использованием нарисованных на асфальте схем. В игровой форме дети осваивают и развивают основные виды движений, укрепляющие различные группы мышц, развивают координацию и ощущение собственного тела в пространстве. Одновременно формируются навыки общения и совместной деятельности детей в группе;

  • По вечерам тематические дискотеки с конкурсами, играми и коллективными танцами, что позволяет раскрепощать ребят, снимать комплексы;

  • Ежедневные зарядки на свежем воздухе,подвижные игры, экскурсии к водоему, прогулки по лесу спортивные игры (футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис) и т.д.
  • Для отдыхающих ежедневно(по плану) воспитательные, развлекательные и конкурсные мероприятия.
  • Ежедневные занятия по трудотерапии на улице;

Социально-психологическая реабилитация – процесс восстановления (формирования) психологических способностейдетей-инвалидови молодых инвалидов, позволяющих им успешно выполнять различные социальныеролииосуществлятьреальноевключениевразныесферысоциальныхотношенийижизнедеятельности.

Приоритетными направлениями работы психологов с отдыхающими являлись:

  • психодиагностика и проведению коррекционных мероприятий с детьми-инвалидами и инвалидами;
  • психологическое консультирование:помощь по налаживанию межличностных отношений для предупреждения конфликтов и преодоления семейных конфликтов у молодых инвалидов по вопросам детско-родительских, супружеских и др. значимых отношений;
  • психопрофилактика;
  • психологические тренинги:помощь в снятии последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, повышению стрессоустойчивости, а также индивидуальная и групповая работа.

Социально-психологическая реабилитация включала в себя:

Индивидуальные занятия с психологом, направлены на коррекцию особенностей поведения ребенка, его эмоциональной сферы, развитие самосознания и повышение уверенности в себе. Благодаря индивидуально подобранной программе дети учатся выражать свои чувства и переживания доступными средствами, приобретают навыки саморегуляции, самоорганизации. Родители также в различной степени включаются психологом в коррекционный процесс, что является необходимым условием для закрепления позитивных изменений. Психологические тренинги с педагогом психологом на развитие коммуникативных навыков, снятие страхов, фобий, проблем поведения.

Сенсорная комната стимулирование всех видов сенсорных процессов, создание оптимистического, положительного эмоционального фона, использование релаксационных техник с использованием ароматерапии.

Социально-медицинская реабилитация в ЦСР «Росток» осуществлялась в соответствии с поставленными задачами:

1. Восстановление и поддержание здоровья детей-инвалидов и молодых инвалидов;

2. Увеличение адаптационных возможностей инвалидов к современным условиям;

3. Профилактика обострений сердечно-сосудистых заболеваний, органов дыхания, движения, выделения, психических расстройств.

Медицинская реабилитация включает в себя:

  • Фитотерапия - лечение лекарственными травами ромашки,
  • По медицинским показаниям проводятся ингаляции;
  • Кислородный коктейль получают все отдыхающие;
  • По назначению врача все,у кого нет медицинских противопоказаний,проходят курс водных процедур:
  • Детям старше 12 лет по назначению врача, при отсутствии противопоказаний, назначается электро-массажная кушетка;
  • Ручной массаж оказывает непосредственное влияние на рецепторы, расположенные на поверхности человеческого тела, и на более глубокие структуры (мышцы, сосуды, внутренние органы), способствует усилению кровообращения и оттока лимфы из внутренних органов и тканей, стимулирует выброс в кровь биологически активных веществ, повышающих защитные силы организма. Очень важное действие лечебного массажа — нормализация мышечного тонуса.

шалфея, иван-чая, что благотворно действует на работу всего организма;

  • Жемчужные ванны
  • Фито ванны (ромашка, шалфей, хвойные, морская соль)
  • Циркулярный душ,
  • Подводный массаж
  • Детям старше 12 лет по назначению врача, при отсутствии противопоказаний, назначается  электро-массажная кушетка;
  • Ручной массаж оказывает непосредственное влияние на рецепторы, расположенные на поверхности человеческого тела, и на более глубокие структуры (мышцы, сосуды, внутренние органы), способствует усилению кровообращения и оттока лимфы из внутренних органов и тканей, стимулирует выброс в кровь биологически активных веществ, повышающих защитные силы организма. Очень важное действие лечебного массажа — нормализация мышечного тонуса.

Итог работы каждого заезда «Вожатский концерт», прощальный костер и праздничная дискотека.

Организация питания

Питание в Центре для детей организовано 5-ти разовое по 3-м возрастным категориям: 7-13 лет и 14-18 лет, старше 18 лет в соответствии с нормами питания для людей с инвалидностью

Проектная деятельность Центра социальной реабилитации детей-инвалидов и инвалидов «Росток»:

- палаточный лагерь «Патриот» для несовершеннолетних, состоящих на учете в ИДН. Уже пять летних сезона при участии Комитета по образованию Мингорисполкома в центре организуются профильные смены военно-патриотической направленности.

Совместные мероприятия между воспитанниками палаточного лагеря и детьми-инвалидами Центра дают возможность последним почувствовать себя значимыми и нужными обществу.

- социальный проект «Мини-пекарня» - реализуется на базе центра социальной реабилитации детей-инвалидов и инвалидов «Росток». Целью данного проекта является развитие социально-значимых качеств, необходимых для адаптации и интеграции инвалидов в социум, посредством обучения различным видам работ в мини-пекарне.

Мини-пекарня для инвалидов представляет собой мини-цех по выпуску мучных кондитерских изделий и включает в себе цикл мероприятий, направленных на достижение поставленных целей. Учитывая специфику данной категории людей, обучающие занятия с непосредственным участием детей-инвалидов и молодых инвалидов проходят по специально разработанным программам и непосредственном контроле трудоинструкторов.