... ЦСР «Росток»

Центр социальной реабилитации детей-инвалидов и инвалидов «Росток»

Объект «Реконструкция существующих зданий и сооружений Центра социальной реабилитации детей-инвалидов и инвалидов «РОСТОК» ГУ «Психоневрологический дом-интернат для престарелых и инвалидов № 1» (далее - объект) с 2018 года включен в Инвестиционную программу г. Минска.

В летний период 2021 года Центр реабилитации детей инвалидов и инвалидов «Росток» не функционирует.

В настоящее время ведутся работы по этапу 3.6 окончательный выпуск проектной и сметной документации (внеплощадочные инженерные сети, таксация зеленых насаждений по внеплощадочным сетям, выпуск сметной документации на наружные инженерные сети), по которым требуется оформление акта выбора земельных участков на дополнительные земельные участки (электрокабель от трансформаторной подстанции на территории Центра социальной реабилитации детей-инвалидов и инвалидов «РОСТОК» к точкам подключения, согласно выданным техническим условиям).

Срок окончания разработки проектно-сметной документации с учетом положительного заключения экспертизы 27.09.2021.

Центр социальной реабилитации детей-инвалидов и инвалидов «Росток» был создан приказом Комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома в 2015 году. Центр является структурным подразделением Психоневрологического дома-интерната для престарелых и инвалидов №1.

Реабилитационный центр предназначен для социальной реабилитации детей-инвалидов от 6 до 18 лет в летний период и взрослых инвалидов от 18 до 45 лет в осенний период. Рассчитан на 120 человек в заезд, количество сотрудников – 107 человек.

Цель Центра: повышение качества жизни детей-инвалидов и взрослых инвалидов посредством использования комплекса медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных на преодоление или компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в соответствии с их интересами и потенциальными возможностями.

Задачи Центра:

  • создание благоприятных условий для развития личностных качеств, способности к творчеству через удовлетворение потребностей в свободном выборе интересной для них деятельности;
  • формирование и расширение представления об окружающем мире посредством включения их в различные виды деятельности;
  • развитие организаторских навыков путем включения их в систему подготовки и самоуправления;
  • создание атмосферы безопасности для каждого, помощь в установлении контакта с социумом, а так же помочь почувствовать себя комфортно в новых условиях, оценить свою значимость для общества;
  • формирование умений устанавливать контакт с помощью вербальных и невербальных средств, способствовать развитию умения открыто выражать свои чувства, как положительные, так и отрицательные;
  • развитие двигательных умений и навыков посредством игровой, трудовой, спортивной, познавательной и художественной деятельности.

Размещение отдыхающих в Центре по 2-3 человека в комнатах блочного типа. В каждом блоке две комнаты, санузел с душевой. Имеется круглосуточное холодное и горячее водоснабжение. В прохладные летние дни и в период осени и зимы имеется отопление, осуществляемое собственной котельной Центра.

Для обеспечения без барьерной среды входная группа в корпус оборудована наружной лестницей и пандусом с поручнями. Слева от входной двери расположен подъёмник для кресла-коляски. На 1 этажекорпуса предусмотрена зона обслуживания инвалидов, которая доступна для всех категорий. Стойка регистратуры двухуровневая есть возможность подъехать на кресле-коляске. Для передвижения на кресле-коляске на первом этаже есть лифт-подъёмник, кнопка вызова находиться доступно для колясочника, подъемник рассчитан на кресло-коляску и сопровождающего. Так же возможно выехать из жилого корпуса сразу на улицу через запасную дверь на этаже.

 

Для проведения мероприятий по реабилитации в центре оборудованы:

  • Кабинет бытовой адаптации
  • Кабинет арт-терапии
  • Трудовые мастерские
  • Комната сенсорной терапии;
  • Зал ЛФК с тренажерами;
  • Зал танцетерапии;
  • Музыкальная гостиная;
  • Кабинет сказкатерапии и библиотерапии;
  • Кабинет пескографии
  • Мини пекарня
  • Водолечебница
  • Кинозал
  • Медицинский блок: кабинет врача, кабинет медсестер, два изолятора, массажный кабинет, процедурный кабинет, физиокабинет, кабинет психолога.

На территории имеется столовая на 150 посадочных мест, также оборудована мини пекарня для проведения обучающих и практических занятий по работе с тестом,летняя эстрада для проведения культурно массовых мероприятий, есть футбольное, волейбольное поле, стойки для баскетбола, теннисные столы, уличные тренажёры, качели.

Реабилитационные мероприятия в Центре социальной реабилитации «Росток» проводятся на основании Комплексной программы социальной реабилитации детей-инвалидов и молодых инвалидов разработанной специалистами Центра по направлениям:

  • Работа в пекарне, где ребята получают навыки работы с тестом, лепят булочки, пирожки и пироги, делают пиццу. Так же занимаются с соленым тестом, лепят и раскрашивают поделки, составляют коллективные панно;
  • Занятия арт-терапиейс использованием рисования разными способами (кистью, трафаретами, пальцами, различными предметами и т.д.) с использование разных материалов (краски, мелки, свечи и др.). Работа проводится как индивидуально,так и коллективно;
  • В творческих мастерских изготавливаются поделки с использование различных техник (оригами, квиллинг, декупаж, макраме,и т.д), с использованием разных материалов (бумага, картон, ткань, природный и бросовый материал и др.)
  • Танцевальная терапия позволяет развивать двигательные навыки под музыку, составлять из определенных движений танцевальные композиции индивидуальные и групповые.
  • На занятиях по музыкотерапия развивается умение слушать музыку, исполнять песни, воображать образы, рисовать свои чувства. Эта методика позволяет осуществлять коррекцию коммуникативной, эмоциональной и двигательной сфер с использованием движений, музыки, совместных действий партнеров. В процессе занятия используются упражнения для познания собственного тела, упражнения помогающие повысить уверенность в себе, испытать чувство безопасности в окружении, облегчающие установление контактов и совместной деятельности с партнером и группой. Благодаря данным занятиям активно обогащается сенсорная сфера, улучшается общее самочувствие, появляется потребность к самовыражению;
  • Занятия по сказкотерапии позволяет реконструировать психотравмирующую ситуацию и проиграть ее в образах, тем самым прожить ее в символической форме. Они дают возможность проиграть различные варианты решения проблемы и найти приемлемый для себя способ решения. Сказки позволяют формировать ценности и учить сопереживать, они вовлекают в совместную деятельность и учат общаться, и многому другому;
  • Игротерапия способствует установлению положительных отношений с детьми, корректированию межличностных отношений, эмоциональное состояние.
  • Сенсорная терапия с использованием зрительного и слухового, тактильного воздействия способствует снятию агрессии, раздражения и страхов ребят;

  • Адаптивная физическая культура и закаливание на свежем воздухе проводятся ежедневно;
  • Занятия по социально-бытовому ориентированию развивают разнообразные жизненно важные познавательные навыки; повышают самооценку детей с ограниченными возможностями, творческое самовыражение; формируют активную жизненную позиции;
  • Пескография или рисование песком усиливает желание ребенка познавать мир, ненавязчиво тренируют мелкую моторику руки, активизирует пространственное воображение и творческий потенциал, в то же время песок поглощает негативную психическую энергию и стабилизирует эмоциональное состояние;

  • Псочная терапия, помогает решать множество психологических проблем - избавление от страхов, неврозов, комплексов и т.д.;
  • Скандинавская ходьба на свежем воздухе;
  • Лечебная физкультура (ЛФК) - совокупность методов лечения, профилактики и медицинской реабилитации, основанных на использовании физических упражнений, специально подобранных и методически разработанных. Физические упражнения подбираются в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, степени общей физической работоспособности.
 
  • Дыхательная гимнастика;
  • Уличные спортивные тренажеры на различные группы мышц;
  • Дворовые игры с мячом,со словами, с использованием нарисованных на асфальте схем. В игровой форме дети осваивают и развивают основные виды движений, укрепляющие различные группы мышц, развивают координацию и ощущение собственного тела в пространстве. Одновременно формируются навыки общения и совместной деятельности детей в группе;

  • По вечерам тематические дискотеки с конкурсами, играми и коллективными танцами, что позволяет раскрепощать ребят, снимать комплексы;

  • Ежедневные зарядки на свежем воздухе,подвижные игры, экскурсии к водоему, прогулки по лесу спортивные игры (футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис) и т.д.
  • Для отдыхающих ежедневно(по плану) воспитательные, развлекательные и конкурсные мероприятия.
  • Ежедневные занятия по трудотерапии на улице;

Социально-психологическая реабилитация – процесс восстановления (формирования) психологических способностейдетей-инвалидови молодых инвалидов, позволяющих им успешно выполнять различные социальныеролииосуществлятьреальноевключениевразныесферысоциальныхотношенийижизнедеятельности.

Приоритетными направлениями работы психологов с отдыхающими являлись:

  • психодиагностика и проведению коррекционных мероприятий с детьми-инвалидами и инвалидами;
  • психологическое консультирование:помощь по налаживанию межличностных отношений для предупреждения конфликтов и преодоления семейных конфликтов у молодых инвалидов по вопросам детско-родительских, супружеских и др. значимых отношений;
  • психопрофилактика;
  • психологические тренинги:помощь в снятии последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, повышению стрессоустойчивости, а также индивидуальная и групповая работа.

Социально-психологическая реабилитация включала в себя:

Индивидуальные занятия с психологом, направлены на коррекцию особенностей поведения ребенка, его эмоциональной сферы, развитие самосознания и повышение уверенности в себе. Благодаря индивидуально подобранной программе дети учатся выражать свои чувства и переживания доступными средствами, приобретают навыки саморегуляции, самоорганизации. Родители также в различной степени включаются психологом в коррекционный процесс, что является необходимым условием для закрепления позитивных изменений. Психологические тренинги с педагогом психологом на развитие коммуникативных навыков, снятие страхов, фобий, проблем поведения.

Сенсорная комната стимулирование всех видов сенсорных процессов, создание оптимистического, положительного эмоционального фона, использование релаксационных техник с использованием ароматерапии.

Социально-медицинская реабилитация в ЦСР «Росток» осуществлялась в соответствии с поставленными задачами:

1. Восстановление и поддержание здоровья детей-инвалидов и молодых инвалидов;

2. Увеличение адаптационных возможностей инвалидов к современным условиям;

3. Профилактика обострений сердечно-сосудистых заболеваний, органов дыхания, движения, выделения, психических расстройств.

Медицинская реабилитация включает в себя:

  • Фитотерапия - лечение лекарственными травами ромашки,
  • По медицинским показаниям проводятся ингаляции;
  • Кислородный коктейль получают все отдыхающие;
  • По назначению врача все,у кого нет медицинских противопоказаний,проходят курс водных процедур:
  • Детям старше 12 лет по назначению врача, при отсутствии противопоказаний, назначается электро-массажная кушетка;
  • Ручной массаж оказывает непосредственное влияние на рецепторы, расположенные на поверхности человеческого тела, и на более глубокие структуры (мышцы, сосуды, внутренние органы), способствует усилению кровообращения и оттока лимфы из внутренних органов и тканей, стимулирует выброс в кровь биологически активных веществ, повышающих защитные силы организма. Очень важное действие лечебного массажа — нормализация мышечного тонуса.

шалфея, иван-чая, что благотворно действует на работу всего организма;

  • Жемчужные ванны
  • Фито ванны (ромашка, шалфей, хвойные, морская соль)
  • Циркулярный душ,
  • Подводный массаж
  • Детям старше 12 лет по назначению врача, при отсутствии противопоказаний, назначается  электро-массажная кушетка;
  • Ручной массаж оказывает непосредственное влияние на рецепторы, расположенные на поверхности человеческого тела, и на более глубокие структуры (мышцы, сосуды, внутренние органы), способствует усилению кровообращения и оттока лимфы из внутренних органов и тканей, стимулирует выброс в кровь биологически активных веществ, повышающих защитные силы организма. Очень важное действие лечебного массажа — нормализация мышечного тонуса.

Итог работы каждого заезда «Вожатский концерт», прощальный костер и праздничная дискотека.

Организация питания

Питание в Центре для детей организовано 5-ти разовое по 3-м возрастным категориям: 7-13 лет и 14-18 лет, старше 18 лет в соответствии с нормами питания для людей с инвалидностью

Проектная деятельность Центра социальной реабилитации детей-инвалидов и инвалидов «Росток»:

- палаточный лагерь «Патриот» для несовершеннолетних, состоящих на учете в ИДН. Уже пять летних сезона при участии Комитета по образованию Мингорисполкома в центре организуются профильные смены военно-патриотической направленности.

Совместные мероприятия между воспитанниками палаточного лагеря и детьми-инвалидами Центра дают возможность последним почувствовать себя значимыми и нужными обществу.

- социальный проект «Мини-пекарня» - реализуется на базе центра социальной реабилитации детей-инвалидов и инвалидов «Росток». Целью данного проекта является развитие социально-значимых качеств, необходимых для адаптации и интеграции инвалидов в социум, посредством обучения различным видам работ в мини-пекарне.

Мини-пекарня для инвалидов представляет собой мини-цех по выпуску мучных кондитерских изделий и включает в себе цикл мероприятий, направленных на достижение поставленных целей. Учитывая специфику данной категории людей, обучающие занятия с непосредственным участием детей-инвалидов и молодых инвалидов проходят по специально разработанным программам и непосредственном контроле трудоинструкторов.