... Реабилитация

Социально-трудовая реабилитация

Социально-трудовая реабилитация проживающих осуществляется реабилитационной службой, в состав которой входят психологи, трудинструктора и культорганизатор. Культурно-массовая работа в ГУ «Психоневрологический дом-интернат для престарелых и инвалидов №1» осуществлялся согласно плана мероприятий на год.

Главная цель – организация досуга проживающих с целью улучшения их психологического состояния и адаптации в доме-интернате. В процессе культурно-массовых мероприятий проживающие проявляют и развивают свои способности, что позволяет существенно повысить качество жизни инвалидов. При этом именно качество жизни рассматривается как интегральная характеристика, на которую надо ориентироваться при оценке эффективности реабилитации инвалидов, предоставлении социальных услуг.

Задачи нашего учреждения:

1. Cоздание комфортных условий для реализации социально – трудовой реабилитации инвалида;

2. Cоздание благоприятных условий для достижения стойких ремиссий и предупреждения психической и социальной деградации;

3. Вовлечение проживающих дома-интерната в общественно-полезную деятельность;

4. Развитие и сохранение навыков к самообслуживанию и посильной трудовой деятельности.

Работа психологов представлена диагностической, консультативной, коррекционной и методической работой. Под непосредственным руководством психолога, с учетом возрастных и психических особенностей происходит формирование групп для психологической коррекции, групп занимающихся в отделении трудотерапии, в кружках и клубах. Под непосредственным патронажем психолога работают отделения сопровождаемого проживания, синильных состояний и интегрированного проживания.

...
...

В доме-интернате организовано свое подсобное хозяйство. На 350 м земли и в теплице растут овощи – картофель, капуста, морковь, огурцы, перец, свекла, помидоры, а также зелень и лечебные травы. Теплица занимает 20 квадратных метра.
Работают на подсобном хозяйстве все желающие проживающие под контролем санитаров и/или трудинструкторов.

...
...
...

В учреждении также проводятся ряд реабилитационных мероприятий, направленных на улучшение физического и психоэмоционального состояния проживающего. Проживающие занимают значимую роль в помощи по благоустройству территории, оказывая посильную помощь в ее оформлении.

...

В учреждении также проводятся ряд реабилитационных мероприятий, направленных на улучшение физического и психоэмоционального состояния проживающего. Проживающие занимают значимую роль в помощи по благоустройству территории, оказывая посильную помощь в ее оформлении.

Реабилитационный корпус

Кабинет бытовой адаптации - это кабинет обучения и восстановления бытовых навыков самообслуживания. Кабинет имитирует жилое помещение, условно разделенное на несколько зон: кухня - оснащенная кухонной мебелью и необходимой бытовой техникой; рабочая зона с рабочим столом, удобными стульями и шкафами для хранения инвентаря; в гостиной или зоне отдыха находится мягкий уголок, ковер, журнальный столик, комнатные растения. В кабинете созданы «домашние» условия для того, чтобы научить проживающих самостоятельно справляться с повседневной бытовой деятельностью, освоить навыки практического бытового самообслуживания, помочь реализовать свои увлечения и духовные потребности, самовыразиться, повысить самооценку, развить чувства востребованности.

На кухне учатся готовить несложные блюда, заваривать чай, сервировать стол и т.д.

Рабочая зона предназначена для проведения занятий по домоводству и рукоделию. В кабинете учатся основным навыкам самообслуживания (уход за собой, уборка помещения, стирка в стиральной машине, глажка бытовым утюгом).

Наряду с занятиями в кабинете, бытовая адаптация проживающих осуществляется и на территории интерната. Они высаживают растения на рассаду, помогают по уборке и благоустройству территории. В летнее время следят за чистотой закрепленной территории, ухаживают за цветниками и огородом, заготавливают лекарственные травы и природный материал для изготовления подделок, в осенний период - очищают территорию от опавших листьев, зимний - от снега.

Занятия проходят под руководством и наблюдением инструктора по трудотерапии. Формы работы индивидуальная (отрабатываются отдельные операции) и групповая. Занятия проходят ежедневно.

В настоящее время была разработана и внедрялась на протяжении года четырехуровневая программа бытовой адаптации для проживающих. Которая рассчитана на различную степень подготовленности и способности к освоению навыков самообслуживания. От первого, начального уровня, до третьего, с постепенным освоением и закреплением навыков. До четвертого, т.н. уровня поддержания и сохранения навыков. Из проживающих первых трех уровней - 42 чел. Были сформированы группы для социально-бытовой адаптации. Группа четвертого уровня представлена кружком «Мастер-шеф» (12 чел.). Работа в группах построена по принципу: «Умеешь сам – научи другого». Члены кружка «Мастер-шеф», наряду с посещением кружка для сохранения навыков самообслуживания, посещали занятия групп 1-3 уровня подготовленности, где проживающие, работая в паре с инструктором по трудотерапии выступали в роли помощника.

Также, для проживающих занятых в кабинете бытовой адаптации разработаны формы индивидуальных карт. Что в дальнейшем позволит отслеживать и анализировать динамику качественных изменений в овладении навыками к самообслуживанию.

Кабинет арт-терапии. Основной целью арт-терапевтической работы является гармонизация развития личности через способности самовыражения и самопознания, а так же преодоление социальной изоляции, повышения самооценки, создание условий для актуализации жизненного опыта, признание ценностей, реализация ею своего творческого потенциала. Здесь проживающие занимаются рисованием, лепкой, бисероплетением, каложированием, мыловарением, работают с природным материалом и в технике «Терра», вяжут и шьют. Занятия проходят ежедневно.

Учебный класс включает в себя обучение умственным навыкам. Основные задачи: способствовать улучшению памяти и мыслительным функциям путем чтения книг, заучивания стихов, коллективному разгадыванию загадок и кроссвордов, логические игры, собирание паззлов и различных конструкторов. Класс оснащен компьютерами, принтером, ученической доской для проведения более наглядных занятий, книгами и журналами. В работе с компьютером рассматриваются основы программ MS Office Word и Excel, ACDSee Pro и др. Занятия проходят ежедневно.

Основное направление – учебные занятия.

Цель – развитие образовательного процесса в доме-интернате, а также повышение грамотности подопечных.

Задачи:
-сформировать общие знания в бытовой, эмоциональной сферах;
-изучить основы практической математики, азбуки для взрослых, природоведения и человека, как неотъемлемой части окружающего мира;
-расширить границы логического мышления с помощью развивающих игр;
-сформировать правильное представление подопечных об окружающем мире и самом себе.

С 01.09.2016 в классе началось обучение, по специальной программе проекта «Образовательное пространство для людей с интеллектуальными ограничениями 18+», с международной организацией «Голос сердца». Разработано методическое обеспечение, проводится обучение сотрудников. Проект направлен на обучение инвалидов основам грамоты и письма, математики, изучение окружающего мира, «знакомство» с собой и со своими чувствами и т.д.

Использовалась литература, представленная МОО «Голос сердца», в виде учебных пособий, разработанных специально для подопечных психоневрологических домов-интернатов. Дополнительная литература включает в себя учебные пособия общеобразовательной программы, обучающие карточки, карты, плакаты.

В данное время созданы группы для получения профессионально-технических специальностей: работник зеленстроя, швея, столяр.

Кабинет массажа и эрготерапии. Цель эрготерапии - восстановить или улучшить двигательные функции, адаптировать человека к нормальной жизни, помочь ему достичь максимальной самостоятельности и независимости в самообслуживании, заниматься привычными делами. Занятия в эрготерапии - это сложный комплекс реабилитационных мероприятий, направленный на восстановление повседневной деятельности человека с учетом имеющихся у него физических ограничений. Кабинет оснащен всем необходимым оборудованием для улучшения мелкой моторики: массажеры, мозаики, панели. Так же в помещении установлен массажный стол, где врачом – неврологом, производится лечебный массаж, что в комплексе значительно помогает улучшить качество жизни проживающего.

Важную роль в жизни проживающего имеет его физическое состояние. Поэтому в интернате проводятся занятия по ЛФК. Воздействие данного метода основано на использовании у пациента его собственных физических возможностей и ресурсов. Это подсистема физической культуры, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниченными возможностями в двигательной активности, восстановление и поддержание здоровья, повышение функциональных возможностей различных органов и систем.

Занятия ЛФК проводятся в различных формах, с использованием необходимого инвентаря: мячи, гимнастические палки, обручи, коврики, кардиотренажеры. Зал оборудован шведскими стенками, весами электронными, ростомером, спортивным инвентарем (гантели, мячи, эспандеры, палки гимнастические и т.д.).

Здесь проживающие имеют возможность отдохнуть, выпить оздоровительный фито-чай, который они самостоятельно собирают и засушивают. Здесь же проживающие вяжут и вышивают. В праздничные и знаменательные дни в комнате отдыха также проходят чаепития.

С 2016 г в жилом корпусе интерната начала функционировать сенсорная комната. Сенсорная комната - это комната, оснащенная специальным оборудованием для создания среды положительной мультисенсорной стимуляции в атмосфере полной безопасности (пучок фиброоптических волокон с боковым свечением, зеркальный шар, проектор «Меркурий», ультразвуковая аромалампа и масла, воздушно-пузырьковые колонны, пуфы). Мозг активизируется через стимуляцию базовых чувств – зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов, при этом развивается саморегулирование процессов возбуждения и торможения. Основные задачи и цели: стимулирование всех видов сенсорных процессов, создание оптимистического, положительного эмоционального фона, который в последствие будет способствовать преодолению проблем в эмоционально-волевой сфере, помощь в протекании корректирующих процессов при нарушениях в высших функциях коры головного мозга, активизация и нормализация психического и психологического состояния.

В сданном в эксплуатацию в 2017г. жилом корпусе №5 для круглогодичных занятий гарденотерапией организован зимний сад. Два раза в неделю проживающие осуществляют уход за растениями (несколько десятков наименований комнатных растений) и мелкими животными расположившимися в нем (водяная черепаха, морская свинка, попугаи).

Основная цель - вовлечение проживающих в занятия художественного труда, является гармонизация разви¬тия личности через способности самовыражения и самопознания, а так же преодоление социальной изоляции, повышения самооценки, создание условий для актуализации жизненного опыта, признание ценностей, реализация ею своего творческого потенциала, воспитание выдержки, умения доводить дело до конца, улучшение качества труда (аккуратное выполнение).

В кабинете мастерства проживающие дома интерната с большим интересом и желанием занимаются творчеством. На занятиях они овладевают следующими техниками:

-рисование;

-изготовление сувениров, панно из природного материала (вербы, яичной скорлупы, шишек);

-изготовление сувенирных кукол в техн.: «Папье-маше»;

-пошив шкатулок в техн. «Рельефный шов»;

-изготовление, декорирование цветочных горшков;

-блокноты своими руками;

-разработка дизайна композиций «Дерево счастья»,сборной конструкции «Карета», «Шахмат», «Колодца» «Грузовой машины», «Лодка»;

-изготовление методом оригами фигуры «Лебедь»;

-кружок «умелые ручки», (декупаж, бисероплетение, валяние шерсти, вырезание цветов из кожи, декор готовых работ).

Проживающими посещающими творческую мастерскую изготовлены художественные работы в различных техниках для благоустройства жилых комнат проживающих дома-интерната, рекреационных зон холлов и др. Занятия проходят ежедневно.

С 2018 г в жилом корпусе интерната начала функционировать комната народных ремесел. Занятия проходят ежедневно.

На занятиях происходит приобщение проживающих к тысячелетней истории и богатейшему жизненному опыту белорусского народа. И чем больше будет интерес к изделиям ручного труда, отличающихся своей индивидуальностью и самобытностью, тем больше будет уверенности, что народное искусство в Беларуси не исчезнет полностью, и будет проводником нашей культуры на долгое время.

Занятия проходят по следующим направлениям: гобелен, вязание, вышивка, работа с природным материалом, изготовление и декорирование сувенирных домовых, деревянных лопаток, подков, плетение корзин из трубочек, декор сумок из ткани.

Для более яркого восприятия культуры народа любой страны, очень полезно познакомиться с народным творчеством её жителей. Одновременно народная культура – это и история народа. Ведь ремёсла народных мастеров уходят далеко в прошлое.

Основное направление выполняемых в бювете работ – работа с нитками, пряжей, проведение чаепитий, организация времяпроведения за игрой в настольные игры. Также стремительно развивается такое направление как работа с соломкой, изготовление картин из соломки.

Цели: развитие мелкой моторики, формирование бережного отношения к труду и материальным ценностям, расширение кругозора, совершенствование навыков работы самостоятельно, в парах и по группам, повышение мотивации к труду.

Задачи: обучить приемам работ, продемонстрировать вариации приемов на практике, повысить мотивацию проживающих, предоставить информацию о технике безопасности при работе, дать теоретические знания о материалах и методах их использования.

Занятия проходят ежедневно. Кждый год проживающими собирается и заготвливается несколько десятков кг. лекарственного сырья в виде сушеных лекарственных трав и чая. Сбор и сушка растений выполнялись согласно народным рецептам. Полученный чай используется при организации праздничных мероприятий, таких как «День именинника» и для организации «чайных пауз» во время занятий творчеством.

В 2017г. сдано в эксплуатацию помещение столярной мастерской. В этом помещении находятся:
- столярная мастерская «Магия дерева» (овладение простыми операциями по обработке древесины – пиление, строгание, соединение на клею, гвоздях и шурупах; усвоение простых столярных соединений);
- ремонт мебели, изготовление скамеек, швабр;
- багетная мастерская (изготовление багетов, деревянных рам для картин);
- сборка скворечников;
- сборка часов;
- швейная мастерская (работа на швейных бытовых и производственных машинах, обработка изделий оверлоком, раскрой тканей и конструирование изделий, ремонт одежды и ремонт постельного белья, изготовление изделий в стиле лоскутной техники, ручная и машинная вышивка изделий).
- «Зеленая комната» (работы по подготовке почвы к посадкам, выращивание рассады, уход за растениями: полив, обработка; работы на участках и в парниках, благоустройство территории).

На средства фонда «Польская дапамога» в 2015г. приобретено оборудование для мини хлебопекарни. Проект успешно функционирует. 12 проживающих дома-интерната из числа молодых инвалидов обучены и под руководством инструктора по трудотерапии работают на ее базе дважды в неделю. Регулярно, согласно меню, выпекается сдоба для нужд всего дома-интерната.

Процесс обучения работе в пекарни также разбит на этапы, на начальном этапе проводится отбор группы из числа проживающих, далее занятия по тестопластике и освоение теоретических знаний. На следующем этапе отработка практических навыков и непосредственно занятость на хлебопекарне.

В 2017 г. была введена новая форма физической реабилитации, которая функционирует и по сей день - терренкур (неспешные дозированные пешие прогулки проживающих на свежем воздухе по ровной или холмистой местности). Терренкур является мощным фактором физиотерапевтического воздействия на организм и назначается врачом. Назначение маршрутов различной степени сложности определяются состоянием здоровья и физической подготовленностью проживающих.